Отец твой видит тебя всегда. А ты почему не видишь Его? Почему грешишь? - Стаpец Иосиф Исихаст «Изложение монашеского опыта» - Письмо 17 из 81

 
 

Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот)

Стаpец Иосиф Афонский (Исихаст,Спилиот) Γέροντος Ιωσήφ Ησυχαστού (ό Σπηλαιώτης) «Изложение монашеского опыта» Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам

 

Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам
 
              Ἐπιστολή   17 / 81   (письмо 17 из 81)

 

 

Итак, познай себя, что ты — ничто.
Таково твое существо — ничто. Происхождение твое — глина, жизненная сила твоя — дыхание Божие.
Итак, все — Божие.
Познай самого себя, что ты — ничто.
И имей терпение в искушениях, чтобы избавиться от них и стать богом по Благодати,
ибо ты — дыхание, дуновение Божие.
Геронда Иосиф (Исихаст)

 
 
Монашеский скит на Святой Горе Афон. Άγιον Όρος - Ἄθως - Mount Athos - Греция, Македония и Фракия, Халкидики

Чадо мое милое со всей во Христе братией! Радуйтесь святой радостью Господа нашего Иисуса Христа!

Сегодня память святого Харлампия. Вчера узнали, что пришла почта, и как закончились первые три дня Великого поста, ходил брат в Дафни и получил перевод и заказное письмо. Пожалуйста, не шлите заказных, потому что очень трудно нам ходить отсюда в Дафни.

 

И по нашему нынешнему положению это каждый раз для нас большие расходы.
Вскрытие писем объясняется так: кажется, что некоторые думают, что я пишу об их ошибках старцу, который является их духовником, и поэтому вскрывают их, чтобы увидеть, что там написано. Но я об этом нисколько не волнуюсь. Не безпокойтесь и вы. Пусть каждый заботится о своей душе. Ибо каждый из нас ответит не только за правые и неправые свои дела, но и за слово праздное, и за мысли, которые мы по ошибке думали.

 
Поклонись (βάλε μετάνοιαν) своему старцу и передай ему мою благодарность за милость, которую он нам оказал и разрешил тебя от епитимий (снял канон). И впредь будь внимателен, дитятко мое, ибо ошибки приносят боль, и это труд — быть под епитимией (να κανονίζεσαι).

Когда старец говорит тебе, а ты не идешь или не отвечаешь, как надо, — это страшное пренебрежение. Это не может быть оправдано для того [чада], кому завтра снова предстоит увидеть лицо своего отца. Так мог бы делать только тот, который решил и готов удалиться от своего ближнего и более его не видеть. Иначе с каким лицом тот, который остается, снова обратится к своему духовному отцу? Как он с ним будет говорить, просить его благословения?

Смотри, дитя мое, ибо это жестокий эгоизм (εγωϊζμος σκληρός) и несмиренный образ мыслей (αταπείνωτον φρόνημα). Когда тебе как человеку случается быть уставшим или больным, или тебя отягощает послушание (το διακόνημα), скажи об этом своему старцу со смирением (με ταπείνωσιν). Объяснись безхитростно, с чистой совестью. А он умеет оказывать снисхождение. Он знает, как иногда облегчать тебе тяжесть, чтобы не пропадал твой труд и ты не получал бы вред вместо пользы.

Однако научись слушаться без отговорок и без вознаграждения. Не заставляй своего старца снисходить к тебе и беречь тебя за его счет, ибо в конце, здесь или там, расходы за всю эту "бережливость" ("οικονομιών") оплатишь ты. Не отягощай счета своей души из-за незначительных вещей.

И сейчас, когда ты потерпел поражение и упал один раз, будь впредь бдителен к этой страсти (το πάθος). Ибо искушение (ο πειρασμός) всегда стоит под боком, и если человек в каком-нибудь сражении один раз будет побежден, то, пусть хоть сто лет пройдет, только попадет он туда, где был единожды побежден, как тут же оно его поражает снова.

Поэтому я говорю тебе и всем братиям,
что из каждого сражения с врагом нужно выходить победителем.
Или умереть в борьбе, или с Богом победить! Другой дороги нет!
(ή να αποθάνης εις τον αγώνα, ή με τον Θεόν να νικήσης. Άλλος δρόμος δεν είναι)

 

В час искушения не оставляй своего места, не дезертирствуй, не указывай на ошибку другого, не проси справедливости, а минуй искушение и смятение, молча до смерти.
И когда минует искушение и установится полный мир, старец ты или послушник (υποτακτικός), тогда безстрастно (απαθώς) укажи на вред или пользу. И таким образом устрояется добродетель (ή αρετή).
Во всех искушениях и скорбях требуется терпение, и оно — победа над ними.

Отметь имена претерпевших до смерти в час искушения, когда их слюна во рту становилась кровью, чтобы не заговорить. К ним относись с большим благоговением и почитай их как мучеников и как исповедников. Их и таких, как они, я люблю, их целую и ради них должен проливать каждый день и последнюю каплю [крови] в любви Христовой. Поскольку видишь, что, терпя, он предпочитает тысячи смертей тому, чтобы выпустить из уст своих холодное слово [на ближнего]. И когда его душат люди, его душит правота (το δίκαιον), его душит и внутренний помысл (ο έσωθεν λογισμός), он, сражаясь, ослабевает и падает, как мертвый, и тогда еще сражается умственно с искушением, и берет всю тяжесть на себя, болезнуя и воздыхая, как виноватый (ώς επταικώς).

Так вот, ничего другого не желаю и так сильно не люблю, как слышать, что вы имеете терпение в искушениях.

Поскольку Бог, как Существо самопрославляемое (Όν αυτοδόξαστον), не нуждается в труде человеческом, но радуется и любит, когда ради Его Любви мы мученичествуем и страдаем (μαρτυρούμεν και πάσχωμεν), поэтому и венчает нас как подвижников и дарит нам щедро Свою Благодать.

Хотел бы я написать три Слова, или [три] Книги:

  1. из которых одно было бы только о том, что человек есть ничто, и непрестанно я бы кричал, что я ничто (μηδέν).
  2. В другом бы писалось, что все во всем и над всем есть Бог самопрославляемый (ο Θεός αυτοδόξαστος).
  3. И третье: имей во всем терпение до смерти. Молодой ли ты, состарился ли, подвизался ли многие годы — если не имеешь терпения до издыхания, почтутся ветошью (ως ράκος) твои дела пред Богом.

Итак, познай себя, что ты — ничто. Таково твое существо (υπαρξίς σου) — ничто. Происхождение твое — глина, жизненная сила твоя — дыхание Божие (ή πνοή τού Θεού). Итак, все — Божие. Познай самого себя, что ты — ничто, и имей терпение в искушениях, чтобы избавиться от них и стать богом по Благодати (θεός κατά χάριν), ибо ты — дыхание, дуновение Божие.

Так вот, часто взывай к Отцу своему, Который всегда рядом с тобой и не отлучается никогда. Он даже ближе, чем движение твоего ума: Он в твоем дыхании, в твоем уме, в твоем слове. Бог все вмещает. Мы, убогие и безумные, в Нем живем, в объятиях Его носимы (См.: Деян. 17, 25, 27-28).

Отец твой — здесь, видит тебя всегда. А ты почему не видишь Его? Почему грешишь? Почему преслуша́ешься? Почему опечаливаешь Жизнодавца (λειπίς τον Ζωοδότην)? Хотя Он тебя видит, печалится и смотрит сквозь пальцы, ибо ты слеп. Проси Его, терпя искушения, которые Он тебе посылает, и откроются твои глаза, чтобы увидеть Его, и тогда с Иовом воскликнешь: "Слухом уха слышах Тя первее, ныне же око мое виде Тя: темже укорил себе сам, и истаях, и мню себе землю и пепел!" (Иов 42, 5-6)

 
 
Читайте и другие письма старца Иосифа Исихаста из этой книги:
«Изложение монашеского опыта» стаpца Иосифа Афонского (Исихаста,Спилиота) (1899-1959)
Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам (81 письмо)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1998, 320с.
Перевод с новогреческого В.А.Гагатика подготовлен по 5-му греческому изданию 1996 года
 
Оригинал: Γέροντος Ιωσήφ (Ησυχαστού), Επιστολή ιά΄, «Έκφρασις μοναχικής εμπειρίας», έκδ. Ἱερᾶς Μονῆς (Ι. Μ.,Ιερά Μονή) Φιλοθέου 19924, Άγιον Όρος 1981, 465 страниц (Ό Γέρων Ιωσήφ ό Σπηλαιώτης - Ekfrasis Monaxikhs Empeirias)

Первое греческое издание - 1979
Второе греческое издание - 1981
Третье греческое издание - 1985 (значительно дополненное)
Четвертое греческое издание - 1992
Пятое греческое издание - 1996

 
Отец твой видит тебя всегда. А ты почему не видишь Его? Почему грешишь? - Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот) «Изложение монашеского опыта» - Письмо 17 из 81 - Краткая ссылка на эту страницу: filokalia.ru/node/21 - Читайте бесплатно онлайн!

Книга «Изложение монашеского опыта» - это уникальная "Азбука Исихазма" великого стаpца 20 века, "единого от древних", святого афонского подвижника Иосифа Святогорца (Агиоритиса) - истинного исихаста и спилиота

 

Святая Гора Афон - Монахи и монашество - Рабы Божии - Жить по Христу - С нами Бог!